Mortuus
Гриффиндор, 2 курс
Доклад к уроку Неестествознание

Редкие виды нечисти; забытая нечисть


Здравствуйте, профессор Тадана!
Приготовил первый доклад, искренее надеюсь, что Вам понравится.

Нечисть, которая почти неизвестна.
Редкие виды нечисти; забытая нечисть.


С ними пришлось потрудиться.
Доклад построил примерно следующим образом: сначала идут добрые виды нечисти, которые помогают человеку или оберегают его. Следом идут злые и опасные, а так же неприятно-баловливые виды нечисти, встреча с которыми нежелательна.

Поскольку большинство существ из нечистой силы являются духами, то начну с самых ловких из них: с Ведогоней. Ведогони – это души, обитающие в телах людей и животных, и в то же время домовые гении, оберегающие родовое имущество и жилище. Ловкие, потому что умудрились поселиться так близко к человеку – прямо вовнутрь его. Каждый из людей имеет своего ведогоня, а когда он засыпает, ведогонь выходит из тела и охраняет принадлежащее человеку имущество от воров и своего «хозяина» от нападения других ведогоней и волшебных чар. Если ведогонь будет убит в драке, то человек или животное, которому он принадлежал, немедленно умирает во сне. Поэтому если случится воину умереть во сне, то рассказывают, будто ведогонь его дрался с ведогонями врагов и был убит ими.

Смерть во сне не страшна, если сладок сон. А мастером усыпления и красивых сказок на ночь является Баюнок (Кот-Баюн) – домашний дух, сказочник, колыбельный песенник и ночной рассказчик. Иногда выступающий в роли Кота-Баюна. Этот добрый дух рассказывает приятные сказки на ночь, мурлычет на ухо слушателю красивые песенки. Но может быть враждебен к человеку, и тогда своими сказками усыпляет, погружает в сон.

Коты и кошки, особенно чёрные, часто считались спутниками ведьм и колдунов, поэтому тоже приобретали разные хитрые волшебные свойства. Некоторые из этих домашних животных даже умудрились превратиться в Коргорушей (Коргоруши, Коловерши). В восточнославянской мифологии это помощники домового; перед людьми показываются в облике кошек, чаще всего чёрной масти. Но помощники не только домового, а ещё и ведьм. По поверьям коловерши накапливают в себе достаток и приносят его в дом хозяина, а делают это следующим образом: у этих нечистых есть большой зоб (кошка с зобом – это коловертыш), в который они забирают добытые молоко, масло, а потом дома изрыгают это всё в посуду, которую приготовила ведьма.
Кроме коргорушей, есть много другой нечисти, которая помогает человеку по дому или по хозяйству, например – Вазила (он же конюшник, табунник). Дух-покровитель лошадей, его представляли в человеческом обличии, но с конскими ушами и копытами. Всякий домохозяин имел собственного вазилу, который жил в конюшне (или сарае), заботился о лошадях, оберегал их от болезней. А когда они ходили в табун – удалял от них хищного зверя. Чем-то похож на дворового, только специализирующийся на лошадях. Но есть ещё один нечистый, он ещё больше похож по виду деятельности на дворового. Это Баган – дух-покровитель рогатого скота. Он охраняет животных от болезненных припадков, умножает приплод, всячески заботится о них… а в случае гнева делает самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Так что довольно злой дядька. Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь и поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.

Коровы, сено и поля... Кудельница завершает ряд доброй нечисти, хоть и не является чисто доброй. Кудельница – в славянской мифологии, женский дух, обитающий во ржи. В её образе слились представления о духе поля и о существе, оберегающем межу, земельный надел, удел. В поверьях облик её был весьма расплывчат; по северорусским поверьям она была схожа с полудницей (будет ниже). Верили, что кудельница появляется в цветущем ржаном поле и оберегает его; опасна для детей и может преследовать их, если они находятся в поле одни. Кроме того, считалось, что кудельница может появляться на лугах и или на межах: говорили, что «в поле кудельница есть… траву по своим межам рвешь, а как мала на чужую зайдешь – клещами захватит». Буквальное значение слова «кудельница» - «пряха» и «льняница» (от «кудель» - «лён, льняная пряжа»). Поэтому иногда она связывается с пряжей: может воровать пряжу, прясть в отсутствии хозяйки. Кроме того, кудельница может быть одним из обозначений русалки, потому что согласно поверьям, русалки появляются в поле во время цветения ржи, охраняют рожь (вспомнить хотя бы Лоскотух из моего доклада про русалок).

Полудница - шаловливый дух в славянской мифологии. Она развлекается тем что морочит путникам голову насылая на них разные видения: галлюцинации и мороки. Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. У древних славян было особое мифическое существо, которое строго присматривала за тем, чтобы в полдень никто не работал. Это и была полудница; её представляли девушкой в длинной белой рубахе, или наоборот – косматой страшной старухой. Полудницы побаивались: за несоблюдение обычая она могла жестоко наказать (нахождение под солнцем – теперь мы называем эту «кару» солнечным ударом). Так же существуют придания, которые гласят: если встретить полудницу в полдень, то она начнёт загадывать загадки, и если не ответишь – защекочет до смерти. (Тут опять прослеживается связь с русалками). С видениями так же связана Грёза – нечистая сила, видение, привидение, мираж. Упоминание о грёзе встречается в заонежской быличке. Она повествует о парне, убеждённом в том, что девушка, которую не выдают за него замуж, приходит к нему по ночам. Однако девушку эту никто, кроме него, увидеть не мог. Так что вполне возможно, что грёза так же умеет очаровывать или умело подбирает миражи.

Наездник – в Бельгии их называют "клудде", в Шотландии - "ошаэрт", в Германии - "рэйтер". Но со всех языков имя этого духа переводится как "наездник". Подстерегая утомлённых путников на ночных дорогах, они со злобным хихиканьем превращали его во вьючное животное. Вскочив на плечи своей жертве, наездник давил, пригибал человека к земле, душил, расцарапывал лицо, опалял огненным дыханием, заглядывал в глаза и нашёптывал на ухо гадости. Скинуть или стряхнуть его не было никакой возможности, и только лучи рассвета или звон церковных колоколов могли прогнать надоедливого мучителя. По сравнению с таким жутким нечистым, Шиликуны – в славянской мифологии – мелкие хулиганистые духи, которые появляются в Сочельник и до Крещения бегают по улицам с горящими углями на сковородках, просто маленькие буки. Шиликуны могут столкнуть пьяного в прорубь, по ночам они шалят – шумят и колобродят, а, обратившись в чёрных кошек, лезут под ноги. Ростом они с воробья, ноги у них, как у лошади, – с копытками, изо рта дышат огнём (а может это их угли?). В Крещение уходят в подземный мир. И, кстати, о буках: Бука - маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них - хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (своё логово). Боится света, от которого может погибнуть, и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят! Поэтому в семье магов буки могут не существовать, если взрослые маги поверят в их существование.

Продолжая тему про маленьких злых и вредных существ, не могу не сказать про Злыдней. Они поселяются за печкой, остаются невидимыми и приносят дому несчастья: как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сгинет и вместо довольства наступит нищета. Своим крохотным ростом и неугомонным характером злыдни напоминают домовых карликов и тем самым дают свидетельство о древнейшей связи мифических олицетворении судьбы и смерти со стихийными грозовыми духами (другое свидетельство — способность превращений; во загнули). Злыдни странствуют по свету и располагаются на житье обществами. Не повезёт тому, кто подцепил семейку этих злых духов, странствующих в поисках очередной жертвы.

Пожалею Вас, профессор, и закончу на этом свой доклад. Что-то много получилось, а впереди ещё штуки четыре мерзких нечистых, которые вместе выйдут на пол страницы или на целую.

С уважением, Mortuus.
Оценка: 10
Комментарий преподавателя:
с ведогонями интересно.)) очень условно нечисть, гораздо ближе к демонам.) с котом Баюном тоже самое - спорный момент. Хотя в вашем описании он весьма похож на нечисть.) но не могу не сказать, что доклад получился прекрасный :) спасибо, Мортус!)

Hosted by uCoz