Спецкурс. Заклинания. Палочковая магия

Введение

Весна - где-то еще неуверенно, а где-то и вполне по-хозяйски, где-то по велению природы, а где-то - стараниями КВНщиков, но вступала в свои законные права. Оттаял и кабинет заклинаний, уже традиционно открывающий свои двери последним. Что же можно там увидеть, если набраться смелости и заглянуть за дверь?

В кабинете, вновь сидя на краешке стола, в белой рубашке с бантом у горла, свободных белых шароварах, прятавшихся в белые мягкие сапожки и аккуратно уложенными в пучок каштановыми волосами, поигрывала волшебной палочкой Тадана. И даже, наверное, если не все узнали ее в лицо, голос оказался знаком всем слушателям радио Аргедон.

- Вы можете носить белое, если у вас в руках есть это, - Тадана подняла волшебную палочку вверх, а затем легким движением руки отправила ее за голенище сапога. - Магия - инструмент, который позволит носить белый костюм, не рискуя посадить на него черное, серое, бурое, алое пятно. Однако не она определяет, будете ли Вы столь же белы, сколь и ваш костюм. Настоящая магия – не в деревянном бруске, серебряном форменном слитке или древнем папирусе. Она вот здесь, - преподавательница приложила руку к сердцу, – и здесь, - затем подняла ладонь к виску.
- Чары – не более, чем инструмент. Я могу научить вас технической стороне дела, рассказать о возможностях и способах их достижения. Волшебству можете научиться лишь Вы сами. И помните, нет магии темной и светлой – есть темные и светлые намерения мага.

- …Не стойте же столбами, что вы, в самом деле. Проходите, располагайтесь. Перья и пергаменты убрать, на наших занятиях куда полезней понимать, чем записывать.
Волшебница замолчала на несколько секунд, оглядывая хитрым веселым взглядом разномастную аудиторию, затем с явным удовольствием продолжила:
- Для тех, кто со мной не знаком, я напомню: меня зовут Тадана, и да-да, многим из вас знаком мой голос благодаря радио Аргедон. А некоторым, - Подмигнула кому-то на дальних партах, - и по моей старой профессорской мантии, не так ли? Как говорится, все новое - это хорошо обдуманное старое. Когда-то я уже стояла в этих стенах и рассказывала то о нечисти, то о заклинаниях. Сегодня мне выдалась возможность повторить сей бравый подвиг. Некоторым из вас может быть известно, что я являюсь дипломированным специалистом в области заклинаний, выпускником кафедры Мракоборства Хогвартса Сириуса. Думаю, полученные там знания, сдобренные многолетней практикой, смогут помочь нам научиться этой волшебной премудрости.
Итак, в расписании указано очень много информации: о том, что этот предмет – заклинания, о том, что это спецкурс, о том, что здесь будет идти речь о палочковой магии. Последнее не только определяет тему наших занятий, но и дает обоснование их характеру в форме спецкурса. Только палочковая магия.

У каждого из вас есть она, - Тадана вновь взяла в руки палочку. - Но что есть волшебная палочка? Не более, чем инструмент, проводник, позволяющий преобразовать энергию магического поля в нечто конкретное. Однако в палочке ли суть магии? Может ли любой произвольно выбранный человек, взяв в руки волшебную палочку, сказав нужные слова и сделав нужное движение, получить результат? Все мы знаем ответ – нет, только маги. Значит, есть что-то еще. Палочка, кольцо, посох – это все по сути лишь различная форма одного и того же предмета – ретранслятора магической энергии, отличны лишь внешнее устройство и способы обращения к нему. Может быть, суть магии в заклинании? Но заклинание есть лишь способ этого самого обращения к энергии магического поля. Недостаточно лишь знать формулу заклинания и иметь в руках волшебную палочку. Необходимо представлять себе, что Вы делаете. В самом простом варианте – вербальной палочковой магии – достаточно представлять лишь финальный результат, в более сложных – например, в невербальной палочковой магии, где нет помощника-заклинания, необходимо представлять так же механизм работы.
Таким образом, если упростить и обобщить, можно сказать, что любое магическое действие – чара – состоит из трех компонентов: проводника, преобразующего магическую энергию, заклинания, служащего обращением к магическому полю, и представления результата вашего магического действия. Иными словами…
Волшебница взмахнула волшебной палочкой, и на доске появилась несложная формула:

чары = ретранслятор + обращение + проекция результата

Да, это сложно, но никто не говорил, что магия – это балаганные фокусы и игры с картами, шарами и кроликами из шляпы :). Обратите внимание, я только что воспользовалась волшебной палочкой, однако никакого заклинания вслух не произнесла. Это не более, чем пример невербальной палочковой магии, когда вербальное обращение заменяется невербальным жестом, а в проекции результата мы имеем не только представление о том, что должно получиться, но и том, как это происходит. Если бы я была магом исключительной силы – мне бы даже палочка не понадобилась, достаточно сильный маг может сам стать ретранслятором магии. Как сказала бы профессор Элара, тут маг сам выступает в роли проводника, резонатора и направляющей.

Итак, хватит с теорией работы с магической энергией. У вас, друзья мои, позже будет специальный курс лекций профессора Элары – теория магии, позволяющий во всех подробностях разобраться в принципе работы волшебства. Мы же с вами изучаем практическое применение этих знаний – чары, и в первую очередь – второй и третий компонент структуры чары: заклинания и их результат.

Итак, мы задумываем, какой результат мы хотим достичь, подбираем нужное заклинание, делаем взмах палочкой, и что-то происходит. Но не всегда для достижения цели удается найти одно единственное заклинание. Что в таком случае делать? Разумеется, накладывать несколько заклинаний. Но следует помнить, что заклинания, наложенные последовательно, включаются в действие так же последовательно, по мере их наложения. Соответственно, накладывая на предмет/человека/окружающую реальность второе заклинание, потрудитесь подумать, как оно будет взаимодействовать с первым. От этого, кстати, будет зависеть и последовательность наложения заклинаний. Вообще, заклинания – исключительно логическая вещь, скажу я вам. Чем четче вы понимаете логику ваших действий, чем лучше вы продумываете их алгоритм, тем быстрее вы получаете искомый результат. Но говорить о последовательности действий и системах заклинаний мы будем позже, в отдельном уроке, когда у нас с вами будет хоть какая-то база заклинаний, из которых можно составлять сочетания. Сейчас же давайте сойдемся на том, что будем пытаться подбирать одно заклинание, тем более – их достаточно много, и будем помнить, что просто так с бухты-барахты десять заклинаний на один предмет без последствий не наколдуешь.

Интересный практический вопрос – как работают разные заклинания, наложенные одновременно. Наиболее точный ответ будет – непредсказуемо. Существует несколько вариантов взаимодействия заклинаний, изучение которых – актуальная проблема будущих специалистов по заклинаниям. На данный момент, здесь можно выделить несколько механизмов взаимодействия.
Первый – заклинания являются парными, самый простой и очевидный вариант. В таком случае, второе заклинание нейтрализует/отменяет первое, все остаются довольны, ничего фатального не происходит. Ну например, вы накладываете одновременно коллопортус (Colloportus), запирающий дверь, и парную к ней алохомору (Alohomora), отпирающую дверь, закрытую коллопортусом. Если дверь не взорвется от переизбытка магической энергии вокруг нее, ничего с ней не будет :). Но это, пожалуй, самый простой вариант.
Далее, рассмотрим вариант, что будет, если используемые заклинания являются представителями разных групп, не пересекающихся ни по каким параметрам – для определения пересечения мы с вами изучим тонну или чуть меньше актуальных классификаций на следующем уроке. Итак, что будет? Если скрестить уши и помолиться неизвестным богам – ничего. Скорей всего, заклинания сработают независимо друг от друга, не мешая и не помогая друг другу. Совсем другой вопрос – а вы уверены, что заклинания действительно ни в каком поле не пересекаются? Я сегодня в течение всего занятия воздерживаюсь от примеров, дабы особо ретивые студенты, - Тадана посмотрела на ближайшие парты, за которыми сидело несколько пилвиллинцев, - не побежали вперед паровоза проверять услышанные заклинания на деле. Однако для иллюстрации обманчивости человеческого восприятия заклинаний и недостаточной изученности их внутренних механизмов работы, приведу хрестоматийный пример. Как вы помните, в жизнеописании волшебника Гарри Поттера присутствует эпизод подростковой магической ... гм, драки в Хогвартс-экспрессе. В описании указывается, что на студента Грегори Гойла было одновременно наложено два заклинания: Локомотор Мортис (Locomotor Mortis) – заклинание обездвиживания, и Фурункулус (Furunculus), вызывающее прыщи и нарывы по всему телу. На первый взгляд, заклинания, друг с другом не связанные никак, не так ли? Однако, что мы видим в итоге. В итоге мистер Гойл потерял сознание и покрылся небольшими щупальцами. Вижу недоуменный вопрос «но как, Холмс?!» на ваших лицах. К сожалению, не могу ответить фразой «элементарно, Ватсон», но если разобраться – как минимум, оба этих заклинания относятся к боевым и к действующим на человека, то есть независимыми и не соотносящимися друг с другом УЖЕ быть не могут. И это плавно подводит нас к третьему варианту единомоментного взаимодействия заклинаний.
Итак, что будет, если используемые заклинания являются сопряженными по действию. Как видим из предыдущего примера – результат слабо предсказуем и во многом случаен. Не имея четкой последовательности действий, идеи, заложенные в каждое заклинание, путаются, их части меняются местами, из этих частей получаются совершенно иные варианты – в общем, хаос и бедлам обеспечен. Мораль из этого каждый вынесет сам, не так ли?

Преподавательница небрежно повела палочкой, и на доске появился краткий конспект рассказа.

И конечно же, вопрос, который не мог не возникнуть. Мы разобрались, как примерно, очень примерно, работают заклинания при их наложении. Но как их снимать? Есть несколько механизмов отмены – о конкретике мы будем говорить на посвященных данной теме практических занятиях, сейчас – о механизмах. Спешу вас обрадовать и успокоить – существует волшебное заклинание-«отмычка», которое отменяет значительную часть заклинаний. Но не все. В целом, если упорядочить, так же можно выделить несколько вариантов.

  1. Заклинание, подлежащее отмене, имеет парное, отменяющее его действие. В таком случае, используется, разумеется, парное. Пример – уже упомянутая пара коллопортус – алохомора.

  2. Заклинание, подлежащее отмене, не имеет конечной цели и его действие отмечается, пока действует заклинание. Иными словами, есть заклинание – есть действие, нет заклинания – все возвращается на круги своя. В подавляющем случае, здесь как раз работает «универсальная отмычка» - Finite Incantatem – заклинание, отменяющее действие предыдущих заклинаний. При этом не забывайте, что если заклинаний несколько – они преобразуются, и простая Финита тут может быть бесполезна. Кроме того, в ее использовании есть ряд особенностей и ряд ограничений, поэтому говорить о ней мы будем отдельно, а во время изучения заклинаний – каждый раз оговаривать, работает здесь заклинание отмены, или нет.

  3. Заклинание, подлежащее отмене, действует единомоментно, преобразуя или изменяя объект воздействия. То есть в результате действия заклинания что-то УЖЕ случилось и завершилось. Например, был предмет – разбился предмет, было синим – стало квадратным, был крокодил – стал отличник – не временно, а по сути своей. Здесь, конечно, уже никакое действие не отменишь, потому что действие уже прошло и завершилось. В этом случае придется искать и придумывать заклинания, которые будут не столько отменять, сколько вновь воздействовать на объект, превращая его в то, что было.

И еще один конспект появился по легкому движению руки.

- Простите, а что делать, если нет такого заклинания?
- Если исключить вариант «побиться головой», то составлять собственное, специально для данного случая, разумеется.
- А это возможно?
- Конечно, возможно. Но обо всем сразу не поговоришь. И об этом, в частности – будем говорить потом.
- Но…
- Потом.

Нельзя впихнуть в один урок все, о чем надо поговорить, не так ли? Скажу вот еще о чем, и завершим.
От чего зависит сила заклинания? В первую очередь – от вашего желания: хотите посильней – будет посильней, хотите послабей – будет послабей, если речь не идет о стандартизированном заклинании, где сила строго указана. Однако, сможете ли вы регулировать силу, если не знаете разные варианты проявления заклинания? Очевидно, нет. Вот потому-то, друзья мои, в заклинаниях и нужна практика – пробовать, пробовать, и еще раз пробовать различные варианты исполнения одного и того же заклинания, дабы потом использовать его в нужной мере. Однако сможет ли слабый волшебник дать заклинание высокой силы? Как правило – ответ «нет». Сила заклинания и время его действия зависят не только от вашего желания, но и от вашей мощи и способностей. Чем сильней волшебник, чем он старше, опытней, закаленней, тренированней – тем больше разнообразие вариантов силы и времени действия того или иного заклинания для него открыто.
Наконец, не забывайте, что любое заклинание, имеющее не кратковременное, а продолжительное действие, истощается со временем, если его не подновлять. Ваша иллюзия растает, а карета превратится в тыкву, если вы не будете регулярно обновлять и поддерживать ваши чары. При этом, опять же, стоит помнить, что чем сильней волшебник и сильней его заклинание, тем реже придется это делать. Если же заклинание слабо по действию – обновлять придется чаще.

Все, мои дорогие. На этом заканчиваем, иначе, как подсказывает мне моя же пятка, колдомедицинские, приводящие в сознание заклинания придется начать изучать на практике и немедленно ;). Надеюсь, в голове вашей осталось что-то, что поможет нам безболезненно пережить все дальнейшие практики по заклинаниям :).

Да, домашнее задание. Сегодня оно будет теоретическим, несмотря на то, что обычно показателем успеваемости являетесь вы сами – вы либо знаете и используете ваши палочки, либо не знаете и не используете, но отдадим дань традиции.

  1. Как, по-вашему, вообще появились заклинания? Скажу честно - правильного ответа на этот вопрос нет ;) (0-4 балла)

  2. Приведите пару примеров миров, где вместо волшебной палочки используется другой ретранслятор. Нашли? А теперь сравните их между собой и с палочкой по любым трем параметрам и сделайте вывод о плюсах и минусах каждого. (0-6 баллов)

Не хмурьтесь, честное слово, больше таких занудных заданий не будет, один раз выясним, что вы это знаете, и достаточно ;)
R! Однако, если Вам кажется, что эти классические задания для Вас чрезмерно сложны (все-таки современная молодежь и ее способности - не мой конек), пожалуйста, обратитесь в КЦ, чтобы получить индивидуальное задание.

Рекомендации по выполнению домашних работ и комментарии к домашним заданиям вы можете посмотреть здесь. Удачи!

Пожелания к домашним работам не меняются из раза в раз. Каждый раз я хочу одного и того же: чтобы ваш текст был осмыслен Вами перед отправкой, содержал полные и верные ответы в объеме, достаточном для одной (если очень хочется - двух) страниц Ворд, 12 таймс.



Hosted by uCoz